Цифровая технология уже изменила полиграфическую отрасль и продолжает её менять. Будет ли полиграфия изобретена заново при помощи «цифры»? Или она останется в безраздельном владении офсета?
В 1950–60-х гг. полиграфисты с удивлением обнаружили, что у офсетной технологии есть огромное преимущество перед высокой печатью, доминировавшей тогда на рынке: офсет дешевле. Большая часть экономии приходилась на формные процессы — линотипы и металлические наборы были слишком дороги, по сравнению с процессом изготовление алюминиевых форм, дешёвых и лёгких. В традиционных типографиях высокой печати никак не ожидали появления конкурента в лице офсета, снизившего стоимость входа на рынок полиграфических услуг. Это время, когда рост офсетных типографий был просто феноменальным. Конкуренция обострилась до предела, всё больше людей переходили на эту технологию, появилось множество новых предприятий коммерческой печати с офсетным оборудованием. Повторится ли история с офсетом и «цифрой»?
Большинство аргументов в вопросе противостояния офсетной и цифровой технологий исходит от заинтересованных сторон — производителей оборудования. Чтобы мнение считалось полностью непредвзятым, в ассортименте компании должны быть и офсет, и «цифра». В чистом виде таковых просто не осталось. Поэтому рассмотрим их все.
Алексей Веселовский: Затронем вначале технологическую часть. Директор департамента технологической поддержки «Полиграфических систем» Стефан Стефанов вносит абсолютно правомерное замечание по терминологии. Значащий признак разделения технологий на аналоговые и цифровые — печатная форма: постоянная или переменная (реверсивная). Поэтому ризография и DI не являются цифровыми технологиями печати: чтобы внести даже маленькие изменения в текст или изображения, надо на новом формном материале изготовить новую форму и заменить старую.Офсет представляется более вероятным кандидатом, когда речь о качественной универсальной печати. Он лучше воспроизводит смесевые цвета и лучше печатает большие плашки. Быстрее выдаёт большие тиражи и за меньшие деньги: граница рентабельности в районе 500-2000 отт. И граница в 500 отт. была преодолена благодаря красочному аппарату Heidelberg Anicolor. В нём нет регулировки красочных зон, а плотность краски на оттиске можно менять только за счёт изменения температуры в аппарате. Все заботы по точной передаче цвета лежат на специалистах препресса. Решение сократило макулатуру на 90%, время на приладку — на 40%. В доказательство эффективности технологии можно привести московскую типографию «Формула цвета», где установлены уже две машины SM-52 Anicolor.
Количество отпечатков и временные рамки — вот что обычно определяет выбор между технологиями при выполнении конкретного заказа. Офсет предлагает лучшие условия, если нужно печатать на большом формате больше, чем просто несколько копий. До недавнего времени самые продвинутые ЦПМ работали с листами макс. формата 35×50 см, а подавляющая часть — не больше 30×45 см. Только на прошедшей Drupa-08 Jadason представила цветной тонерный принтер QPress формата В2 производительностью 20 лист./мин при разрешении 1200 dpi. Но для устойчивой тенденции этого мало.
Зато цифровая печать особенно сильна при печати очень срочной продукции в очень небольших количествах. А также при изготовлении персонализированных отпечатков — переменный текст и изображения хоть на каждом оттиске. Отпечатанные на «цифре» листы можно сразу обрабатывать: резать, биговать, сшивать. Краска на офсетных оттисках должна закрепиться в течение суток.
Глава продаж Heidelberg д-р Юрген Раутерт во время Drupa сказал, что пока не видит технологических оснований для революционного роста возможностей офсетного оборудования. Профессор Рочестерского технологического института Фрэнк Романо предрекает уже в 2010 г. паритет между «цифрой» и офсетом по количеству сделанных оттисков, а после 2020г.— неизбежный закат офсетной технологии.